Качество воздуха в период НМУ
Как управлять качеством воздуха в период НМУ
Наша компания оказывает услуги по разработке плана мероприятий в периоды НМУ, для определения стоимости просим направить запрос на почту Ekogarant96@mail.ru
Всем известно, что засады регулирования выбросов при НМУ были разработаны более 30 лет назад. В данной статье мы попытаемся разобраться с основными проблемами документа.
Согласно ст.19 Закона No 96-ФЗ, как только природопользователь, в наличии которого имеются источники выбросов, получил предупреждение о неблагоприятных погодных условиях должен приложить максим усилий для уменьшения выбросов в воздух. Специально для этого были разработаны мероприятия, одобренные исполнительными органами власти РФ.
Нюансы указаний
Основным правовым актом, которым руководятся исполнительные органы в период неблагоприятных метеорологических условий и который регулирует снижение выбросов в воздух, является РД 52.04.52.-85. Именно этот нормативный акт разработали более 30 лет назад. В современном мире подходить к проблеме надо, учитывая доселе накопленный опыт. С которого следует, что по факту эффективность прописанных мероприятий не достаточна. Об этом свидетельствуют и материалы Росгидромета, а также ФГБУ им. А. Воейкова, в которых описаны состояния атмосферы в городах РФ.
Последние материалы, зачитанные на заседании Госсовета, свидетельствуют, что с 2000 года наблюдается минимальное, несущественное снижение атмосферы в городах-промышленниках. Эту информацию следует рассматривать, как призыв к действию. Поскольку разработанная модель уже недействительна и нуждается в разработке новых инструментов.
Проблема No1. С момента, как был разработан РД 52.04.52-85, многое изменилось, например, правовая модель контролирования качества состояния атмосферы. Но это не означает, что изменились и механизмы воздействия на более эффективные. Поэтому в действительности все работает не на полную мощь.
Пример
Согласно вышеуказанного документа, в каждом определенном городе существуют свои нормативы выбросов предприятий. Их устанавливают местные органы, учитывая специфику самого города, его местности и работы предприятий. Если ранее подразделение Роскомгидромета проводит обобщение мероприятий, уточняя и конкретизируя уменьшение выбросов для всех, то сегодня это делают органы власти, не имеющие опыта работы Росгидромета и оценивания качества.
Проблема No2. До сих пор процессы накопления и рассеивания выбрасывающих веществ при неблагоприятных условиях изучены недостаточно. Для них характерны многофакторность, не стационарность и нелинейность. Отсутствует также описание их с математической точки зрения в методике расчетов. С этого следует, что работа происходит так, что внутренние процессы протекания остаются загадкой, но известна ее реакция на действия извне.
Реакцию такой системы можно установить измерением, анализом и определением зависимости между входом/выходом. В то время как вход – это распределение источников выбросов на данной территории, застройки и рельефность местности, температурный режим, количество выбросов, характеристика ветрового потока; а выход – количество ЗВ в приближенном к земле шаре атмосферы.
Также следует учитывать, что существуют регулируемые (например, количество выбросов) и нерегулируемые (например, направление ветрового потока, температурный режим) воздействия. А рельефность местности, застройку надо устанавливать отдельно в каждом случае.
Суть в том, чтобы в конечном итоге после завершения подсчетов проанализировать изменение насыщенности ЗВ в воздухе с учетом снижение количества выбросов при разных условиях.
Эффективность следует выполнять в приближенном к земле шаре атмосферы. Если же предприятие отдельно стоящее, то определяют контрольную точку, в которой производят замеры. Если они не выше, то результат считают эффективным. В обратном случае рекомендуют понижать выбросы, пользуясь РД 52.04.52-85.
Когда точка контроля пресекается с зонами других предприятий, то для каждого из них эффективность рассчитывают, как произведение насыщенности ЗВ, измеренной в точке контроля, и коэффициента, который пропорциональный к квоте.
Чтобы принять решение об уменьшении выбросов, стоит произвести столько измерений, чтобы результаты были статистически значимы. После исследований можно точно представлять, какими же должны быть процедуры по уменьшению выбросов в период неблагоприятных условий, можно ли считать диапазон снижения, установленный РД-52.04.52-85, приемлемым или же нужно искать новые пути, чтобы решить задачу.
Такое решение не будет сиюминутным, оно не только требует времени, затрат, но и привлечения профессионалов для создания программы и контролирования работ. Все затраты, которые предприятия направляют для оптимизации определения проблем с загрязнением воздуха, будут сполна компенсированы уменьшением трат для инструментальных замеров на самих источниках выбросов. А если же принять все нижеизложенные предложения, направленные для улучшения РД 52.04.52-85, то убытки предприятий, которые они несут для измерения в период неблагоприятных условий, будут гораздо ниже.
Не следует исключать, что для некоторых предприятий и регионов надо будет пересмотреть границы допустимых норм, пересмотреть и само оценивание. Но в общем итоге данные изменения принесут позитивные сдвиги в действующий документ.
Специалистами ОАО «НИИ Атмосфера» совместно со специалистами ГГО им. А Воейкова было разработано Методическое пособие, в котором указы все недостатки РД 52.04.52-85. В данном пособии описаны рекомендации, способствующие уменьшению выбросов в период неблагоприятных погодных условий. Но пока, к сожалению, эти рекомендации никто не рассматривал.
Принимая во внимание динамику ухудшения состояния воздуха в периоды НМУ были ужесточены требования обоснования мероприятий по рассчитанным концентрациям, которые:
• Выполняют неправильно по Методике, рассчитанной на нормальные погодные условия, а не на неблагоприятные;
• Неправильно оценивают эффективность мероприятий в приближенном к земле шаре атмосферы, учитывая данные при нормальных погодных условиях, а не при неблагоприятных, так как процессы в атмосфере при различных условиях рознятся.
Надзорные органы продолжают пользоваться требованиями по контролю, прописанными в РД 52.04.52-85. Эти изыскания не всегда целесообразны и завышены.