Плата за негативное воздействие на окружающую среду
*Если Вам необходима разработка ПЭК , для получения коммерческого предложения напишите нам на Почту*
Начисление платы за негативное воздействие на среду обитания для объектов, причисленных к третьей категории
В этой статье, учитывая нововведения в правилах, мы рассмотрим особенности и подводные камни начисления платы за негативное воздействие на среду обитания (иначе – НВОС) на предприятиях, причисленных к третьей категории. Нововведения начали действовать в декабре прошлого года (с 30.12.2019 г.) и применяются к исчислениям с первого дня нынешнего.
Прошлый год ознаменовался приспособлением к новым правилам нормировки отрицательного воздействия на среду обитания, согласно которым, все зависит от категории предприятия.
Принимая во внимание то, что все вопросы, касающиеся НВОС, всегда связаны и с процессом взимания платы за это же воздействие, то реформирование законодательства природоохраны несет за собой и изменения порядка начисления платы.
С приходом поточного года всем субъектам, занимающимся хозяйственной деятельностью, нужно приспосабливаться к нововведениям, касающимися начисления платы. А именно:
- Закон №7-ФЗ, известный также как закон об защите среды обитания.
- Алгоритм начисления платы, согласованный Правительством.
На законодательном уровне прописаны соответствующие нормы дозволенных выбросов (всем известных НДВ), сбросов (они же НДС), кроме источающего радиоактивное влияние сырья. А также тех, которые считают канцерогенами, мутагенами (их причисляют к первым двум группам опасности).
Количество выбросов, которое подает предприятие в докладе и в результате экоконтроля, рассматривают в лимитах НДВ, НДС при начислении платы за НВОС предприятиям, причисленным к третьей категории.
К исключениям относят сырье, которое считают канцерогенами, мутагенами и причисленным к первым двум группам угрозы. Они не попадают под действие общих правил. Давайте вначале рассмотрим порядок и алгоритмы, которые применяют при повышающем множителе:
- За выбросы сырья, которое не считают токсичными.
- За размещение отходов, не считая твердого бытового мусора.
Затем рассмотрим нюансы, возникающие при начислении платы за НВОС людьми, предприятия которых причислены к третьей категории.
Важно, что при начислении платы, выбор алгоритмов и использование повышающих коэффициентов обусловлены наличием:
- Отчета об предприятии и результатах ПЭК;
- Отвечают ли реальные выбросы/сбросы, размещения, нормам результатов ПЭК.
Уточним, что вначале разберемся в протоколе начисления платы за НВОС для сырья, которое не причисляют к канцерогенам, токсинам и мутогенам.
Пример 1-а
Об объекте третьей категории предоставлен доклад ПЭК.
Показатели не превышают указанных в докладе цифр.
Тогда:
- Согласно п. 17 Правил применяют алгоритм: начисляют оплату в пределах допустимых выбросов.
- Повышающий коэффициент в этом случае не задействуют.
Пример 1-б
Об объекте третьей категории предоставлен доклад ПЭК. Также доклад об отходах, который включает данные об возникновении, переработке мусора.
Количество мусора не превысило цифры, указанные в докладе.
Тогда:
- Согласно п. 18 Правил применяют алгоритм: начисляют плату за расположение мусора, кроме твердых бытовых отходов, согласно данным отчетности.
- Повышающий коэффициент в этом случае не задействуют.
Пример 2-а
Об объекте третьей категории предоставлен доклад ПЭК.
Реальные показатели выше, предоставленных в докладе цифр.
Тогда плата начисляется как совокупность:
- Платы согласно докладу ПЭК.
- Сверх оплаты за превышающие показатели, чем те, что поданы в докладе.
Касательно количества воздействия, поданных в докладе:
- Согласно пункту семнадцать Правил начисляют платеж в лимитах НДВ и НДС.
- Коэффициент повышения в описанной ситуации не задействуют.
Касательно воздействия, которое выше цифр в докладе:
- Согласно п. 21 начисляют сверх оплату за превышающие показатели.
- Также применяют следующий формулу Кпр= 25.
Пример 2-б
Об объекте третьей категории предоставлен доклад ПЭК, а также доклад об отходах.
Размещенный мусор превысил цифры, указанные в отчете ПЭК.
Тогда плата начисляется как совокупность:
- Платы за размещение мусора согласно докладу об отходах;
- Сверх платы за превышающие показатели, указанные в докладе.
Касательно объемов отходов, которые не превышают цифр, указанных в докладе:
- Согласно п. 18 Правил начисляют плату, исходя из доклада об отходах.
- Повышающий коэффициент в этом случае не задействуют.
Касательно отходов, количество которых превышает значения, указанные в отчете:
- Согласно п. 20 Правил начисляют плату за размещение при обнаружении превышения показателей, указанных в отчете.
- Также применяют следующую формулу Ксл= 25.
Даже на этапе обдумывания всевозможных ситуаций ясными становятся нюансы, с которыми сталкиваются при начислении платы за НВОС.
Нюанс №1
Важный момент: законодательно не предусмотрено признавать количество выбросов/сбросов в докладе ПЭК допустимыми при выбросах сбросах сырья, признанного радиоактивными, токсичными, а также канцерогенов и мутагенов (относят к первым двум классам опасности).
Вроде бы понятно, что на объектах с третьей категорией на данные группы отходов насчитывают плату НДВ и НДС. А как же быть с выбросом такого сырья в среду обитания?
До сегодня в законах содержаться предписания о расчете для предприятий с третьей категорией НДС и НДВ веществ, признанных канцерогенами, мутагенами, а также обладающими радиоактивными токсичными свойствами (относят к первым двум классам опасности). Но вот объяснений, как предоставленные нормативы применять далее, нужно ли их согласовать, утверждать, нет.
Также следует помнить, что для объектов с третьей категорией не предусмотрено получение разрешений на выброс/сброс загрязняющих веществ.
Да, для тех случаев, когда все нормы соблюдены и воздействие не превышаете норму, все просто.
Пример 3
Касательно объекта с третьей категорией просчитаны НДС и НДВ (веществ, причисляемым к первым двум классам).
Показатели не превысили рассчитанные данные.
Тогда:
- Согласно п. 17 Правил начисляют плату в лимитах допустимых выбросов/сбросов.
- Коэффициент повышения в этом случае не задействуют.
Но ситуация может быть и более сложной.
Пример. Касательно объекта с третьей категории просчитаны НДС и НДВ (веществ, причисляемым к первым двум классам).
Показатели превысили рассчитанные данные.
В Правилах нет указаний для такой ситуации.
Разумно действовать исходя из п. 21, но на практике этот вариант не подходит, так как этим способом можно начислить плату лишь в конкретных трех случаях:
- При превышении, которые установлены КЭР, для объектов 1 категории.
- Превышении, которые указаны в декларации об влиянии на среду обитания, для предприятий со второй категорией.
- Превышении над цифрами, значащимися в ПЭК, для объектов с третьей категорией (но не для веществ первых двух классов опасности).
Такая же ситуация возникает и при решении такого вопроса.
Пример. В выбросах объекта третьей категории обнаружены вещества, для которых рассчитывают НДС и НДВ. Но касательно этого объекта НДВ, НДС (веществ первых двух классов опасности) не рассчитаны.
Разумно действовать согласно п. 21, применить формулу. Но она, как и ранее, не подходит, поскольку ею можно начислить плату в трех случаях:
- Если отсутствует КЭР, выданное согласно порядку, прописанном в законодательстве.
- Если не подана декларация лицами, которые ведут деятельность на предприятии со второй категорией.
- Если не подан доклад ПЭК лицами, которые ведут деятель на объекте с третьей категорией.
Выходит, в примерах со сверх нормами с отсутствием норм выбрать алгоритм, который можно применить для начисления платы, невозможно.
Нюанс 2
И закон 7-ФЗ, и Правила предусматривают, что количество выбросов/сбросов, которые подают в докладе ПЭК, признают такими, которые можно осуществить в границах НДС и НДВ при начислении платы за влияние на среду обитания теми, кто ведет работу на объектах с третьей категорией.
Интересно, что согласно требованиям, в докладе ПЭК не показывают (!) объемы выбрасываемых субстанций, которые загрязняют среду обитания.
То есть, на практике использовать эти данные для начисления платы за НВОС невозможно, поскольку этих самых данных в отчетности попросту нет.
Нюанс 3
Начисляя плату, может всплыть и следующий нюанс.
С января поточного года доклады об отходах входят в состав доклада о ПЭК.
В то же время, объемы мусора, которые показывают в докладе, отыграют роль при расчете платы за размещение отходов для предприятий с третьей категорией.
В реальности, согласно последним требованиям об содержании доклада, сведения о количестве отходов не предусмотрены для подачи.
Этот нюанс разрешить проще, чем предыдущие, но он также требует внесения оговорок в заполнение отчета на законодательном уровне.
Временные показатели
Отдельного внимания требует момент, когда для предприятий, причисленных к третьей категории, временно устанавливают допустимые границы сбросов/выбросов, они же ВРВ, ВРС. Разрешающим документов является разрешения на такие действия.
Следует напомнить, что если невозможно соблюсти НДС и НДВ, то в этом случае устанавливают временные разрешения. В законе 7-ФЗ это прописано в пункте первом статьи 23.1.
Законодательно прямого предписания устанавливать временные разрешения нет, но негласно это установлено потому что:
- Для объектов с третьей категорией рассчитывают показатели веществ, которые относят к канцерогенам, мутогенам, веществ с радиоактивным излучением, а также высокотоксичных (принадлежат к первым двум классам опасности).
- Законодательно прописана разработка плана по защите среды обитания, если на предприятиях с третьей категорией невозможно придерживаться норм.
- Законодательно прописано установление временных разрешений, если нет возможности придерживаться норм без указания категории объектов.
В то же время в Правилах наведены нюансы начисления платы, исходя из того:
- Присутствует или нет разрешения на временные выбросы/сбросы.
- Превышают или не превышают показатели установленные показатели у временных разрешений (если такие имеются).
Заметим, что временные выбросы/сбросы разрабатывают для веществ, на которые насчитывают НДС, НДВ. Для предприятий с третьей категорией это вещества первых двух групп опасности.
Пример 4
В данном периоде выбросы осуществлялись согласно временных разрешений.
Показатели в докладе не превышают показатели временных разрешений.
Тогда плату начисляют как совокупность:
- Платежа за отходы в допустимых лимитах или меньше.
- Платежа за отходы в лимитах временных разрешений.
Касательно количества воздействия, если нет превышения допустимых значений:
- Применяют формулу согласно п. 17 Правил, то есть оплата в пределах.
- Повышающий коэффициент в этом случае не задействуют.
Касательно количества воздействия, если нет превышения допустимых значений временных разрешений:
- Применяют формулу согласно п. 19 Правил, то есть оплата в пределах временных разрешений.
- Применяют формулу Квр = 25.
Становится очевиден еще один нюанс. Закономерно в этой ситуации должен действовать специальный алгоритм начислений, но в реальности ссылают на пункт девятнадцать Правил.
Важно
В формуле из пункта девятнадцать Правил при начислении платежа обязательно учитывать:
- Реальные выбросы/сбросы.
- Показатели допустимых значений выбросов.
- Временные разрешения.
Но законодательно не прописано определение НДВ, НДС для предприятий с третьей категорией (их рассчитывают). Поэтому бдительный и умный станет перед дилеммой, где взять отсутствующие данные.
Давайте разберем еще два случая. Итак, выбросы и сбросы в докладе за отчетный период производились на основе временных разрешений.
Реальные объемы превысили допустимые. Описанная ситуация не прописана в Правилах.
Стандартно начисление платежа за неблагоприятное влияние равно совокупности:
- Платежа за отходы в допустимых лимитах или меньше.
- Платежа за отходы в допустимых лимитах временных разрешений.
- Платежа за отходы, если показатели значительно выше.
Касательно количества воздействия, если нет превышения допустимых значений:
- Применяют формулу согласно п. 17 Правил, то есть оплата в пределах.
- Повышающий коэффициент в этом случае не задействуют.
Касательно количества воздействия, если нет превышения допустимых значений временных разрешений:
- Применяют формулу согласно п. 19 Правил, то есть оплата в пределах временных разрешений, превышающих допустимые показатели.
- Применяют формулу Квр = 25.
Касательно количества свыше допустимых в разрешении было бы правильно:
- Применить формулу согласно п. 21, то есть плата при превышении выбросов.
- Использовать формулу Кпр = 25.
Но на практике указанные пункты Правил безоговорочно невозможно применить в рассмотренной ситуации.
Второй случай. В отчетном периоде все выбросы осуществлялись без наличия временных разрешений.
Для этого случая алгоритма дальнейших действий не предусмотрено, поскольку без разрешений ситуация выглядит так:
Касательно объекта с третьей категорией просчитаны НДС, НДВ (веществ, которые причисляют к первым двум классам опасности).
Реальные показатели превысили допустимые объемы.
Такой случай мы уже рассматривали. Логично, что в случае со сверх объемами без наличия НДВ, НДС нужной формулы нет. Реально лишь с технической стороны частично начислить плату за НВОС касательно количества выбросов, которые не превышают допустимых значений.
Итоги
Изменения, которые прописаны в Правилах – это позитивные изменения для приспособления этого документа к изменениям в законодательной базе.
Рассмотрев особенности начисления платы для объектов с третьей категорией, мы не затронули такие же нововведения для других категорий (1 и 2).
Но в положениях существует еще множество нюансов, которые нужно устранять. Если плательщики будут регулярно уточнять не состыковки в Росминприроды, то это может подстегнуть решения этих вопросов на законодательном уровне.