Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Опубликовано 17.04.2020

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

*Если Вам необходима разработка ПЭК , для получения коммерческого предложения напишите нам на Почту*

Начисление платы за негативное воздействие на среду обитания для объектов, причисленных к третьей категории

В этой статье, учитывая нововведения в правилах, мы рассмотрим особенности и подводные камни начисления платы за негативное воздействие на среду обитания (иначе – НВОС) на предприятиях, причисленных к третьей категории. Нововведения начали действовать в декабре прошлого года (с 30.12.2019 г.) и применяются к исчислениям с первого дня нынешнего.

Прошлый год ознаменовался приспособлением к новым правилам нормировки отрицательного воздействия на среду обитания, согласно которым, все зависит от категории предприятия.

Принимая во внимание то, что все вопросы, касающиеся НВОС, всегда связаны и с процессом взимания платы за это же воздействие, то реформирование законодательства природоохраны несет за собой и изменения порядка начисления платы.

С приходом поточного года всем субъектам, занимающимся хозяйственной деятельностью, нужно приспосабливаться к нововведениям, касающимися начисления платы. А именно:

  • Закон №7-ФЗ, известный также как закон об защите среды обитания.
  • Алгоритм начисления платы, согласованный Правительством.

На законодательном уровне прописаны соответствующие нормы дозволенных выбросов (всем известных НДВ), сбросов (они же НДС), кроме источающего радиоактивное влияние сырья. А также тех, которые считают канцерогенами, мутагенами (их причисляют к первым двум группам опасности).

Количество выбросов, которое подает предприятие в докладе и в результате экоконтроля, рассматривают в лимитах НДВ, НДС при начислении платы за НВОС предприятиям, причисленным к третьей категории.

К исключениям относят сырье, которое считают канцерогенами, мутагенами и причисленным к первым двум группам угрозы. Они не попадают под действие общих правил. Давайте вначале рассмотрим порядок и алгоритмы, которые применяют при повышающем множителе:

  • За выбросы сырья, которое не считают токсичными.
  • За размещение отходов, не считая твердого бытового мусора.

Затем рассмотрим нюансы, возникающие при начислении платы за НВОС людьми, предприятия которых причислены к третьей категории.

Важно, что при начислении платы, выбор алгоритмов и использование повышающих коэффициентов обусловлены наличием:

  • Отчета об предприятии и результатах ПЭК;
  • Отвечают ли реальные выбросы/сбросы, размещения, нормам результатов ПЭК.

Уточним, что вначале разберемся в протоколе начисления платы за НВОС для сырья, которое не причисляют к канцерогенам, токсинам и мутогенам.

Пример 1-а

Об объекте третьей категории предоставлен доклад ПЭК.

Показатели не превышают указанных в докладе цифр.

Тогда:

  • Согласно п. 17 Правил применяют алгоритм: начисляют оплату в пределах допустимых выбросов.
  • Повышающий коэффициент в этом случае не задействуют.

 

Пример 1-б

Об объекте третьей категории предоставлен доклад ПЭК. Также доклад об отходах, который включает данные об возникновении, переработке мусора.

Количество мусора не превысило цифры, указанные в докладе.

Тогда:

  • Согласно п. 18 Правил применяют алгоритм: начисляют плату за расположение мусора, кроме твердых бытовых отходов, согласно данным отчетности.
  • Повышающий коэффициент в этом случае не задействуют.

 

 

Пример 2-а

Об объекте третьей категории предоставлен доклад ПЭК.

Реальные показатели выше, предоставленных в докладе цифр.

Тогда плата начисляется как совокупность:

  • Платы согласно докладу ПЭК.
  • Сверх оплаты за превышающие показатели, чем те, что поданы в докладе.

Касательно количества воздействия, поданных в докладе:

  • Согласно пункту семнадцать Правил начисляют платеж в лимитах НДВ и НДС.
  • Коэффициент повышения в описанной ситуации не задействуют.

 

Касательно воздействия, которое выше цифр в докладе:

  • Согласно п. 21 начисляют сверх оплату за превышающие показатели.
  • Также применяют следующий формулу Кпр= 25.

 

Пример 2-б

Об объекте третьей категории предоставлен доклад ПЭК, а также доклад об отходах.

Размещенный мусор превысил цифры, указанные в отчете ПЭК.

Тогда плата начисляется как совокупность:

  • Платы за размещение мусора согласно докладу об отходах;
  • Сверх платы за превышающие показатели, указанные в докладе.

Касательно объемов отходов, которые не превышают цифр, указанных в докладе:

  • Согласно п. 18 Правил начисляют плату, исходя из доклада об отходах.
  • Повышающий коэффициент в этом случае не задействуют.

Касательно отходов, количество которых превышает значения, указанные в отчете:

  • Согласно п. 20 Правил начисляют плату за размещение при обнаружении превышения показателей, указанных в отчете.
  • Также применяют следующую формулу Ксл= 25.

 

Даже на этапе обдумывания всевозможных ситуаций ясными становятся нюансы, с которыми сталкиваются при начислении платы за НВОС.

 

Нюанс №1

Важный момент: законодательно не предусмотрено признавать количество выбросов/сбросов в докладе ПЭК допустимыми при выбросах сбросах сырья, признанного радиоактивными, токсичными, а также канцерогенов и мутагенов (относят к первым двум классам опасности).

Вроде бы понятно, что на объектах с третьей категорией на данные группы отходов насчитывают плату НДВ и НДС. А как же быть с выбросом такого сырья в среду обитания?

До сегодня в законах содержаться предписания о расчете для предприятий с третьей категорией НДС и НДВ веществ, признанных канцерогенами, мутагенами, а также обладающими радиоактивными токсичными свойствами (относят к первым двум классам опасности). Но вот объяснений, как предоставленные нормативы применять далее, нужно ли их согласовать, утверждать, нет.

Также следует помнить, что для объектов с третьей категорией не предусмотрено получение разрешений на выброс/сброс загрязняющих веществ.

Да, для тех случаев, когда все нормы соблюдены и воздействие не превышаете норму, все просто.

 

Пример 3

Касательно объекта с третьей категорией просчитаны НДС и НДВ (веществ, причисляемым к первым двум классам).

Показатели не превысили рассчитанные данные.

Тогда:

  • Согласно п. 17 Правил начисляют плату в лимитах допустимых выбросов/сбросов.
  • Коэффициент повышения в этом случае не задействуют.

Но ситуация может быть и более сложной.

Пример. Касательно объекта с третьей категории просчитаны НДС и НДВ (веществ, причисляемым к первым двум классам).

Показатели превысили рассчитанные данные.

В Правилах нет указаний для такой ситуации.

Разумно действовать исходя из п. 21, но на практике этот вариант не подходит, так как этим способом можно начислить плату лишь в конкретных трех случаях:

  • При превышении, которые установлены КЭР, для объектов 1 категории.
  • Превышении, которые указаны в декларации об влиянии на среду обитания, для предприятий со второй категорией.
  • Превышении над цифрами, значащимися в ПЭК, для объектов с третьей категорией (но не для веществ первых двух классов опасности).

Такая же ситуация возникает и при решении такого вопроса.

Пример. В выбросах объекта третьей категории обнаружены вещества, для которых рассчитывают НДС и НДВ. Но касательно этого объекта НДВ, НДС (веществ первых двух классов опасности) не рассчитаны.

Разумно действовать согласно п. 21, применить формулу. Но она, как и ранее, не подходит, поскольку ею можно начислить плату в трех случаях:

  • Если отсутствует КЭР, выданное согласно порядку, прописанном в законодательстве.
  • Если не подана декларация лицами, которые ведут деятельность на предприятии со второй категорией.
  • Если не подан доклад ПЭК лицами, которые ведут деятель на объекте с третьей категорией.

Выходит, в примерах со сверх нормами с отсутствием норм выбрать алгоритм, который можно применить для начисления платы, невозможно.

 

Нюанс 2

И закон 7-ФЗ, и Правила предусматривают, что количество выбросов/сбросов, которые подают в докладе ПЭК, признают такими, которые можно осуществить в границах НДС и НДВ при начислении платы за влияние на среду обитания теми, кто ведет работу на объектах с третьей категорией.

Интересно, что согласно требованиям, в докладе ПЭК не показывают (!) объемы выбрасываемых субстанций, которые загрязняют среду обитания.

То есть, на практике использовать эти данные для начисления платы за НВОС невозможно, поскольку этих самых данных в отчетности попросту нет.

 

Нюанс 3

Начисляя плату, может всплыть и следующий нюанс.

С января поточного года доклады об отходах входят в состав доклада о ПЭК.

В то же время, объемы мусора, которые показывают в докладе, отыграют роль при расчете платы за размещение отходов для предприятий с третьей категорией.

В реальности, согласно последним требованиям об содержании доклада, сведения о количестве отходов не предусмотрены для подачи.

Этот нюанс разрешить проще, чем предыдущие, но он также требует внесения оговорок в заполнение отчета на законодательном уровне.

Временные показатели

Отдельного внимания требует момент, когда для предприятий, причисленных к третьей категории, временно устанавливают допустимые границы сбросов/выбросов, они же ВРВ, ВРС. Разрешающим документов является разрешения на такие действия.

Следует напомнить, что если невозможно соблюсти НДС и НДВ, то в этом случае устанавливают временные разрешения. В законе 7-ФЗ  это прописано в пункте первом статьи 23.1.

Законодательно прямого предписания устанавливать временные разрешения нет, но негласно это установлено потому что:

  • Для объектов с третьей категорией рассчитывают показатели веществ, которые относят к канцерогенам, мутогенам, веществ с радиоактивным излучением, а также высокотоксичных (принадлежат к первым двум классам опасности).
  • Законодательно прописана разработка плана по защите среды обитания, если на предприятиях с третьей категорией невозможно придерживаться норм.
  • Законодательно прописано установление временных разрешений, если нет возможности придерживаться норм без указания категории объектов.

В то же время в Правилах наведены нюансы начисления платы, исходя из того:

  • Присутствует или нет разрешения на временные выбросы/сбросы.
  • Превышают или не превышают показатели установленные показатели у временных разрешений (если такие имеются).

Заметим, что временные выбросы/сбросы разрабатывают для веществ, на которые насчитывают НДС, НДВ. Для предприятий с третьей категорией это вещества первых двух групп опасности.

 

Пример 4

В данном периоде выбросы осуществлялись согласно временных разрешений.

Показатели в докладе не превышают показатели временных разрешений.

Тогда плату начисляют как совокупность:

  • Платежа за отходы в допустимых лимитах или меньше.
  • Платежа за отходы в лимитах временных разрешений.

Касательно количества воздействия, если нет превышения допустимых значений:

  • Применяют формулу согласно п. 17 Правил, то есть оплата в пределах.
  • Повышающий коэффициент в этом случае не задействуют.

Касательно количества воздействия, если нет превышения допустимых значений временных разрешений:

  • Применяют формулу согласно п. 19 Правил, то есть оплата в пределах временных разрешений.
  • Применяют формулу Квр = 25.

Становится очевиден еще один нюанс. Закономерно в этой ситуации должен действовать специальный алгоритм начислений, но в реальности ссылают на пункт девятнадцать Правил.

Важно

В формуле из пункта девятнадцать Правил при начислении платежа обязательно учитывать:

  • Реальные выбросы/сбросы.
  • Показатели допустимых значений выбросов.
  • Временные разрешения.

Но законодательно не прописано определение НДВ, НДС для предприятий с третьей категорией (их рассчитывают). Поэтому бдительный и умный станет перед дилеммой, где взять отсутствующие данные.

 

Давайте разберем еще два случая. Итак, выбросы и сбросы в докладе за отчетный период производились на основе временных разрешений.

Реальные объемы превысили допустимые. Описанная ситуация не прописана в Правилах.

Стандартно начисление платежа за неблагоприятное влияние равно совокупности:

  • Платежа за отходы в допустимых лимитах или меньше.
  • Платежа за отходы в допустимых лимитах временных разрешений.
  • Платежа за отходы, если показатели значительно выше.

Касательно количества воздействия, если нет превышения допустимых значений:

  • Применяют формулу согласно п. 17 Правил, то есть оплата в пределах.
  • Повышающий коэффициент в этом случае не задействуют.

Касательно количества воздействия, если нет превышения допустимых значений временных разрешений:

  • Применяют формулу согласно п. 19 Правил, то есть оплата в пределах временных разрешений, превышающих допустимые показатели.
  • Применяют формулу Квр = 25.

Касательно количества свыше допустимых в разрешении было бы правильно:

  • Применить формулу согласно п. 21, то есть плата при превышении выбросов.
  • Использовать формулу Кпр = 25.

Но на практике указанные пункты Правил безоговорочно невозможно применить в рассмотренной ситуации.

Второй случай. В отчетном периоде все выбросы осуществлялись без наличия временных разрешений.

Для этого случая алгоритма дальнейших действий не предусмотрено, поскольку без разрешений ситуация выглядит так:

Касательно объекта с третьей категорией просчитаны НДС, НДВ (веществ, которые причисляют к первым двум классам опасности).

Реальные показатели превысили допустимые объемы.

Такой случай мы уже рассматривали. Логично, что в случае со сверх объемами без наличия НДВ, НДС нужной формулы нет. Реально лишь с технической стороны частично начислить плату за НВОС касательно количества выбросов, которые не превышают допустимых значений.

Итоги

Изменения, которые прописаны в Правилах – это позитивные изменения для приспособления этого документа к изменениям в законодательной базе.

Рассмотрев особенности начисления платы для объектов с третьей категорией, мы не затронули такие же нововведения для других категорий (1 и 2).

Но в положениях существует еще множество нюансов, которые нужно устранять. Если плательщики будут регулярно уточнять не состыковки в Росминприроды, то это может подстегнуть решения этих вопросов на законодательном уровне.