Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Постановка объектов

Опубликовано 20.06.2019

Постановка объектов

Все работы, связанные с постановкой объектов, которые негативно воздействуют на окружающий мир, уже завершены некоторое время назад. Теперь все природопользователи ждут 2019 г. Именно в этот период начнется постепенный, поэтапный, переход на новую систему измерения негативного воздействия на природу.

Хозяйствующие объекты более всего сосредоточены на объектах, которые относят к 1 категории. Именно им придется вводить ранее не испытанную обязанность получать экологическое разрешение, связанное с НВОС (нормирование негативного воздействия на окружающую среду).

Другие же субъекты, тем временем, пытаются оценить все преимущества своего положения и разобраться, от чего, согласно новой документации, они освобождены.

Более всего повезло тем лицам, которые эксплуатируют объекты, причисляемые к 4 категории. Им не надо разрабатывать ни ПДВ, ни НДС, ни НООЛР, также их освободили от оформления экоразрешений, а также от отчетности об оказании НВОС.

Менее выгодное положение у субъектов, причисленных к 3 категории. Рассмотрим те обязанности, которые они должны будут выполнять.

Итак, с 1 января, наступившего 2019 г., в силу вступает п.4 ст. 22 Закона «Об охране окружающей среды» (далее Закон). Согласно этомудокументу, объекты 3 категории не рассчитывают нормативы допустимых выбросов, а также сбросов, кроме радиоактивных и токсичных веществ, а также тех, которые имеют выраженные канцерогенные и мутагенные свойства (1, 2, 3 класса опасности).

А вот на освобождение субъектов, которые пользуются объектами 3 категории, от оформления комплексного экоразрешения этот закон прямо не указывает. Но и не приписывает обязательного оформления документации такого рода.

Лицам, которые осуществляют свою деятельность на объектах, причисленных к 1 категории, такую документацию (комплексное экоразрешение) получать обязательно.

Для 2 категории объектов, вернее, их хозяев, возложена обязанность по оформлению ПДВ, НООРЛ, НДС. Кроме этого, надо предоставить и декларацию о воздействии на окружающий мир.

Согласно п.8 ст.31.2 Закона, для объектов других категорий эта декларация не требуется.

Что же обязаны исполнять лица с 3 категорией объектов? - В их распоряжении 5 норм права.

Норма №1. Эту норму уже упоминали ранее. В соответствии с п. 4 ст. 22 Закона, для объектов, причисляемых к 3 категории, не нужно рассчитывать нормативы, связанные с допустимыми выбросами/сбросами (кроме определенных веществ).

Норма №2. В соответствии с п. 5 ст. 18 закона «Об отходах производства и потребления» все лица, и физические, и юридические, которые основывают свою деятельность на объектах 3 категории, обязаны предоставить в соответствующий орган отчетность об использовании, образовании, размещении и обеззараживании отходов.

Норма №3. Для тех же объектов 3 категории в соответствии з п. 11 ст. 14 закона «Об охране воздуха», если иное не перечит закону, получение специального экоразрешения и ведение декларации не надо. В соответствующий орган юридические или физические лица подают отчетность о выбросах в воздух.

Норма №4. В соответствии с п. 7 ст. 22 Закона все нормативы допустимо возможных выбросов/сбросов радиоактивных веществ устанавливаются для стационарных объектов и выдаются уполномоченными органами.

Норма №5.Такие разрешения (см. норму №4) действительны семь лет.

Исходя из вышесказанного, можно четко определить то, от чего освобождены объекты, причисленные к 3 категории:

  • Не разрабатывают НООРЛ, ПДВ, НДС (не считая отдельно указанных случаев).
  • Не нуждаются в специальном комплексном экоразрешении.
  • Не подают декларацию о влиянии на окружающий мир.

Все нужные разрешительные документы заменяют отчетностью об количестве НВОС согласно его видам:

ü  Выкидыв атмосферу.

ü  Выкидыв водоемы.

ü  Размещение отходов.

Случаи, когда разрешительные документы нужны для ведения НВОС на объектах с 3 категорией

Исключением из правил, когда разработка документации все-таки нужна для объектов с 3 категорией, является деятельность, связанная со сбросом/выбросом тех мутагенных, канцерогенных, радиоактивных веществ, которые относят к 1 и 2 классу опасности.

В таких случаях для объектов 3 категории:

  • Разрабатывают предельно допустимое количество выбросов, сбросов радиоактивных веществ, а также тех, которые обладают мутагенными и канцерогенными свойствами.
  • Оформляют специальное разрешение на выброс/сброс радиоактивных материалов.
  • Вместе с тем разрабатывают отчетность о всех веществах, загрязняющих среду, а также об размещении и образовании отходов.

В то же время, законодательство обязывает оформлять все необходимые документы на сброс/выброс всех радиоактивных субстанций, но не дает ответ, что будет логическим завершением оформления таких документов.

Что же произойдет с действующей документацией

Напомним, с 1 января в силу вступает новая система нормирования НВОС. Что же делать тем, кто оформил все до этой даты? Ни один из известных нам документов и законов на этот вопрос не отвечают.

Вывод напрашивается сам, что все документы утратят силу, ведь лицам, пользующимся объектами 3 категории, нормировать НВОС не надо, кроме случаев, указанных в Законе.

Но на практике рассматривают два детальнейших способа развития ситуации.

Способ №1

Полученные ранее документы остаются такими, которые считают действительными до указанно срока действия. Это становится возможным с учетом отсутствия каких-либо замечаний в нормативной базе по этому поводу.

Способ №2

 Оформленные ранее документы считаются такими, которые утратили свою силу. Это можно аргументировать тем, что со вступлением в силу новых правил многие субъекты освобождаются от нормирования НВОС.

Исключить любые возможные недоразумения могут лишь специальные переходные законы, которые будут регулировать документацию для объектов 3 категории, полученную до 1 января 2019 г.