Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

                                                             Разработать ПНООЛР

24 октября 2014 года министерством юстиции РФ был зарегистрирован Приказ Министерства природы РФ №349 от 05.08.2014, в котором утверждались новые Методические указания (далее МУ) по разработке отходов и их лимитам, а также размещению. В большей степени все нововведения связаны с изменениями в российском законодательстве и «идеологическом курсе». Именно с этой точки зрения мы и будем рассматривать проблему. Данная статья отражает ряд наиболее значимых изменений в МУ.


Краткий обзор модификаций и новшеств в разработке ПНООЛР.

1) В новых МУ касательно норматива количества образования отходов в годичный период вводится термин «предлагаемый». В приложениях и таблицах может встречаться также его синоним «планируемый». Они употребляются в контексте ежегодного объема созданных отходов, которое также обозначается словосочетанием «в среднем за год». Представителям государственных и судебных органов власти необходимо делать различие между этими конструкциями и нормативами образования отходов, так как последние, как и лимит на их размещение, включается в нормативы, регламентирующие максимально допускаемое воздействие отходов на экологическую обстановку.

2) Следует отметить, что разработчики МУ указанные в предыдущем пункте различия между «годовыми нормативами образования отходов» и «нормативами образования отходов» все же видели, поскольку на последней конструкции ими сделан особый акцент. Ранее ряд ситуаций предполагал возможность отсутствия удельных величин, то есть собственно нормативов. Новые МУ такие случаи исключают. Приложение №8 представляет собой сводную таблицу по каждой разновидности отходов, где необходимо указать значения нормативов образования отходов в пропорциях вес в тоннах/единица производимой продукции (оказываемых услуг и т.п.). Здесь же указывается информация об объемах этих услуг, товаров или продукции в течение года и, соответственно, создание отходов за тот же период. Эти же сведения о нормативах образования отходов, согласно последней редакции МУ, должны быть упомянуты в технических отчетах. К этому моменту мы вернемся позднее.

3) Пункт №3 МУ гласит, что их действие не касается радиоактивных, медицинских и биологических отходов. Этот пункт можно рассматривать с точки зрения, что если компания производит как, например, биологические, так и «обычные» отходы (это случается в некоторых НИИ), то составление нормативов должно быть исключительно для последних. Ситуация с отходами медицины еще более осложняется.

4) Некоторым предприятиям стоит обратить особое внимание на пункт №4 МУ, в котором содержатся следующие нововведения: если филиалы и подразделения данной компании располагаются в одном субъекте РФ, то для них ПНООЛР могут разрабатываться или по субъекту в целом, либо в отдельности для каждого филиала. Если они значатся в разных субъектах, то нормативы должны быть разработаны для каждого из них. Однако это означает, что единый ПНООЛР на все филиалы могут иметь только те предприятия, абсолютно все подразделения которых стоят в пределах одного субъекта РФ. Именно им предоставляется возможность разрабатывать общий норматив или, по желанию, собственные для каждого обособленного подразделения. Однако в том случае, когда имеется хотя бы один филиал в другом субъекте РФ, например, большинство в Москве, а один в области, то ПНООЛР придется составлять для каждого филиала собственный.

5) Предприятия, сдающие в аренду помещения или территории, после выхода новых МУ смогут почувствовать себя несколько менее стесненными условиями. Ранее арендодателям приходилось составлять ПНООЛР не только на их собственные отходы, но и на отходы арендующих. Вместе с тем представители Росприроднадзора не делали акцента на том, что отходы арендаторов могут только скапливаться на территории арендодателя, а хранение их осуществляется в другом месте, а также что их хранянят на других объектах и территориях, которые не имеют касательства к данной аренде. Возникала следующая дилема: природопользователь должен был создавать ПНООЛР либо на все отходы, принадлежащие арендатору, либо ни на какие из них. Последнее требовало от арендующего юрлица или ИП самостоятельно обращаться с ними. Новые МУ не предполагают никаких обязательств природопользователя по отношению к арендатору. Оттуда в принципе удалены какие-либо зависимости составления ПНООЛР от аренды.

6) Новые МУ значительно упрощены и сокращены в части, касающейся обращения с отходами. Также уменьшению подвергся перечень обязательных приложений.
 Ранее обязательным являлся раздел «Аннотация», несший в себе некоторое количество таблиц в различных вариациях. Теперь необходимость в нем отпала. Вместе с ним исключен еще целый список разделов, непосредственно не относящихся к нормативам ПНООЛР;
 Также отпала необходимость предоставлять информацию в таблицах о характеристиках промышленных и хозяйственно-бытовых стоках, оборудовании и установках для водоподготовки и перечне другого схожего очистного оборудования;
 Упростился список подаваемых документов.

7) Помимо всего прочего, из новых МУ исчез необходимый план мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов. С одной стороны, исчез механизм, влияющий на количество отходов в сторону их сокращения. С другой, ранее этот план сводился обычно к выполнению стандартных требований. Исходя из этого, исключение этого пункта может стать стимулом для создания нового ПНООЛР.

8) Сокращение количества и сложности таблиц и разделов привело к отмене возможности использования упрощенной формы для создания  ПНООЛР.

9) Новые МУ рассматривают накопление отходов в качестве одного из возможных путей обращения с ними, что не было прописано в предыдущей версии.

Наша компания готова разработать ПНООЛР от 2500 т.р за отход,при наличии действующих паспортов опасного отхода,готовы так же разработать паспорт опасного отхода от 1000 р за паспорт