Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Нововведения в обращении с отходами

Опубликовано 23.10.2019

Обращение с отходами

Нововведения в обращении с отходами

 

В начале осени 2019 года вошел в обиход новый Федеральный закон, с выходом которого связаны изменения в обращении с остатками первого и второго классов опасности, а также уточнены требования в обращении с твердым бытовым мусором.

Сказать, что закон внес положительные изменения, невозможно. Иногда возникает подозрение, что в случаях внедрения новой нормативной базы в природоохранной сфере даже нулевой результат – уже результат.

Совсем недавно начала действовать реформа, связанная с обращением с отходами. Результаты еще никому не известны. В то же время, параллельно, не завершив начальный этап, не подбив его итоги, начинает старт следующий – по обхождению с вторсырьем 1 и 2 классов опасности.

Вышедший Закон 225ФЗ внес коррективы в два других ранее выданных и действующих закона. Один из них Об отходах производства и потребления, а второй – О государственной корпорации «Росатом». Изменения касаются улучшения некоторых нюансов в обхождении с бытовыми остатками и усовершенствовании управления с отходами 1 и 2 классов.

Новшества в обхождении с бытовыми остатками

Для урегулирования процессов, связанных с обхождением с бытовыми отходами, был учрежден экологический оператор РФ (РЭО). А также были установлены порядок рассмотрения и разработки, утверждения схемы обхождения с твердым бытовым мусором; порядок усовершенствования системы учета ТКО; требования к организациям, занимающимися обработкой, размещением или утилизацией твердых бытовых остатков.

Территориальный проект схемы обхождения с остатками отправляют в федеральные органы для рассмотрения, а также экологическому оператору и на всеобщее обсуждение согласно правилам, установленным законодательством РФ.

Исходя из контекста нового закона, оператор по экологии будет проводить экспертную оценку проектов территориальных схем обхождения с мусором, в том числе и 1, 2 классов опасности.

На основе территориальных схем будет разработана федеральная схема обхождения с твердым коммунальным мусором, которую отправляют на согласование и утверждение правительству РФ. Эта схема будет входить в информационную систему по учету твердого бытового мусора, которую выкладывают в Интернете.

Такая общая система создается с целью контролирования и учета всех ТКО по территории РФ. В какой форме и в каком объеме будет подаваться информация, решает правительство. Также высшие органы определяют согласно каких перечней будут размещаться сведения в общей системе учета твердого коммунального мусора.

К сожалению, не известно, какие конкретно справочники имеются ввиду: будут ли это всем известные справочники или новые, специально разработанные для обновления системы.

Согласно действующей нормативной базе, не вся информация будет в свободном доступе.

Недоступность информации об объемах ТКО может вылиться в появление «серых» схем по обработке, утилизации и размещению отходов. С этого не совсем ясно, для чего систему учета делают не доступной для обозрения на все 100%.

Так, сведения об отходах, которые ежегодно подают организации и частные предприниматели, являются конфиденциальными. Об этом аспекте уведомлены все. Конфиденциальность не зависит от вида деятельности предпринимателя – ведет он самую безобидную деятельность или занимается засекреченными объектами.

Поступив на обработку, вся информация «теряет» лица и группируется по регионам, республикам или в целом по РФ.

А вот недоступность этих данных можно считать нарушением законодательства. Ведь каждый граждан имеет право знать о состоянии окружающего его мира, в число этой осведомленности попадают и сведения об образовании остатков и их количестве.

Новшества для остатков первого и второго класса

Обхождение с мусором этих категорий стало новой отраслью в области обхождения с остатками. Эту деятельность, согласно распоряжению правительства, контролирует гигант «Росатом». Принадлежит он государству.

Обхождение с такими категориями остатков, а именно первого и второго класса, происходит по схеме обращения с твердым коммунальным мусором:

•        Определяют оператора по обхождению с остатками, соответствующей категории.

•        Утверждают процедуру заключения контрактов на услуги оператора, связанные с обхождением с остатками 1, 2 категории опасности.

•        Прописывают правила ценообразования и контроля тарифов; определяют орган, регулирующий тарифы для вторсырья 1, 2 категорий.

•        Разрабатывают госсистему учета и контроля.

Чтобы начать работу с вторсырьем 1, 2 категории, правительство должно разработать специальную схему обхождения с данным видом остатков. При разработке схемы учитывают информацию и данные аналогичных территориальных схем.

Из этого вытекает, что независимо от класса отходов, основой основ является территориальная схема по обращению с мусором.

Все предприниматели и юрлица, деятельность которых приводит к образованию остатков 1, 2 классов, а также федеральные операторы должны действовать в соответствии с федеральной схемой обхождения с остатками, причисляемым к 1, 2 категориям.

Из вышесказанного не совсем понятно, для чего разрабатывать еще одну схему – федеральную, если все данные уже включены в общую, территориальную, схему обхождения с остатками.

Согласно новому закону, частники и предприниматели могут сами обращаться с образующимся мусором 1, 2 категорий, при условии, что у них есть соответствующие объекты для скопления этих остатков. В этом случае возможность утилизации или обработки мусора не рассматривается.

Если же такой объект отсутствует, то хозяйствующее лицо обязано передать остатки федеральному оператору, предварительно заключив с ним контракт. Оплату услуг устанавливает федеральный орган власти.

Особый интерес вызывает пункт 8 закона. В котором прописано, что федеральный оператор может принимать отходы 1 и 2 класса, которые входят в состав твердого коммунального мусора, от регионального оператора согласно заключенному контракту.

А вот в ФККО существует список отходов, которые причисляют к твердому коммунальному мусору. В этом списке нет отходов 1, 2 класса.

Класс опасности устанавливают по компонентам, входящим в состав мусора. Если в состав входят составляющие 1и 2 класса опасности, то их нельзя классифицировать 4, 5 классом и причислять к ТКО.

Пример

В составе люминесцентной лампы имеется ртуть. Пусть количество ее всего лишь 0.1 процента, но этого достаточно, чтобы причислить лампу к 1 классу опасности.

Поощрять, а тем более давать повод гражданам смешивать мусор в контейнерах для твердого коммунального, не стоит. Если же в контейнерах обнаруживают опасные отходы, то такие случаи следует относить к аварийным. Сами инциденты стоит расследовать и находить виновных.

Факт извлечения ртутной лампы или термометра из общего контейнера автоматически делает все содержимое опасным. При наличии такой находки следует звонить в экстренные службы, дабы избежать загрязнения территории.

Для сбора и складирования остатков 1, 2 класса должны быть созданы специальные места. А с гражданами проводиться разъяснительные работы об угрозах и последствиях смешивания отходов.

Сравнительный анализ новшеств

На законодательной базе созданы два направления по обращению с отходами. К первому причисляют отходы 4, 5 класса, ко второму – 1, 2. По своей сути концепции схожи, если не сказать одинаковые. В обоих случаях разрабатывают федеральные схемы, назначают операторов, заключают контракты, устанавливают тарифы.

Различие лишь в одном – в количестве задействованных лиц. Если работа с ТКО затрагивает всех – и простых обывателей, и юрлиц, то для 1, 2 класса – лишь юрлиц и частных предпринимателей, деятельность которых связанна с образованием остатков 1, 2 класса.

А вот обыватели, в процессе жизнедеятельности которых образуются отходы 1, 2 классов, остаются вне правового поля.

Особые привилегии получили производители и импортеры, которые могут делегировать выполнение нормативов РЭО. Последние предоставляют отчетность об утилизации в соответствующие органы власти.

Итог

На государственном уровне создаются новые структуры, управляющие отходами. Для лучшего функционирования нововведений нужно создать дополнительный аппарат.

Отходы, будь то твёрдый коммунальный мусор или отходы 1, 2 класса, также для утилизации и сохранения передают операторам, но уже через регионального или федерального посредника. Цена на предоставляемые услуги повлечет увеличение цен на себестоимость выпускаемой продукции.

Пока без внимания остались отходы, причисляемые к 4, 5 классам, но не классифицирующие как ТКО, а также отходы 3 класса опасности.