Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Основы получения комплексного экологического разрешения (КЭР)

Опубликовано 22.08.2019

Основы получения комплексного экологического разрешения (КЭР)

Основы получения комплексного экологического разрешения (КЭР)

Совсем недавно появились утвержденные правила получения комплексных разрешений с экологии (КЭР), а также алгоритм их переоформления, добавления поправок и пересмотра документов.

Все вышеуказанные пункты, а это – получение КЭР, переоформление, изменение и пересмотр – регулирует Закон 7-ФЗ2, п. 19, ст. 31.1. Согласно данному документу, порядок устанавливает правительство РФ. Данные правила выдачи и переоформления, пересмотра и добавления правок, отзыва можно эпизодически найти в ст. 31.1 Закона 7-ФЗ. В нем прописаны основы оформления КЭР, а именно:

  • Установленный образец прошения на оформления разрешения.
  • Процесс рассмотрения заявки.
  • Прописаны сроки, в которые обращение должно быть рассмотрено.
  • Сроки истечения действия разрешения.
  • Причины для переоформления, внесения изменений и отзыва разрешений.

Получение комплексного экоразрешения

 Получить КЭР можно в любом местном органе Росприродназора, где находится объект, который пагубно воздействует на окружающий мир.

Важно: Если объект затрагивает территорию нескольких территориальных округов, то заявитель вправе отправить заявку для получения разрешения лишь в один из органов Росприроднадзора, выбрав его по своему усмотрению.

Новые правила не прописывают изменений, связанных с текстом заявки для получения разрешения. Ранее предусмотренные нормы можно найти в п. 3 и 4, ст. 31.1 Закона 7-ФЗ. Предъявитель составляет письменную заявку. Предоставляя ее в орган Росприроднадзора либо лично, либо почтой заказным письмом с уведомлением.

Следует учесть, что все расчеты допустимых нормативов, в том числе выбросов радиоактивных и токсичных веществ, а также тех, которые причисляют к канцерогенам с опасностью 1 и 2 класса, предоставляют в бумажном виде или на электронном носителе. Информация, как на бумаге, так и на носителе должна соответствовать действительности и не рознится в разных экземплярах.

Рассмотрев заявку, решение принимают не позже 25 дней с даты ее рассмотрения, но не выходя по срокам за пределы одного месяца с даты ее поступления в исполнительный орган. В случае отказа заявитель имеет право неоднократно подавать прошения в соответственную инстанцию, чтобы получить комплексное экологическое разрешение.

Как продлить длительность разрешения

Продление срока действия КЭР возможно, если выполнены и учтены условия, прописанные в п. 13, ст. 31.1 Закона 7-ФЗ.

Согласно закону, прописанной формы заявки нет, поэтому ее подают в произвольной форме, но не позднее, чем за 4 месяца до окончания срока действия предыдущего разрешения. В заявке обязательно указать дату выдачи действующего разрешения и его номер.

Документ передают в Росприроднадзор либо лично, либо письмом с уведомлением, либо по электронной почте, предварительно завизировав документ электронной подписью.

После регистрации соответствующий орган в течение месяца принимает одно из решений:

  • Разрешает продлить срок действия на 7 лет.
  • Отказывает в продлении, указав причины данного решения.

Процесс рассмотрения заявки

 

  1. 1.       После получения заявки с соответствующими документами территориальный орган обязан не дольше 5-ти дней проверить их на соответствие требованиям, которые регламентирует Закон 7-ФЗ. Если все поданные документы отвечают требованиям, заявителя информируют о том, что заявку рассмотрят. Если же документы не соответствуют нормам, заявителя информируют об отказе.
  2. 2.       После рассмотрения прошение выставляют на сайте Росприроднадзора и запрашивают в Роспотребнадзора копии материалов, которые подтверждали бы точность указанных расчетов выбросов токсичных, радиоактивных веществ и тех, которые обладают канцерогенным и мутагенными свойствам. Все требования регламентирует Закон 52-ФЗ3.
  3. 3.       Далее, комиссия, рассматривающая заявку, принимает решение либо выдать КЭР, либо отказать в получении разрешения (если обнаружены причины, прописанные в аб.2, п. 9, ст. 31.1 Закона 7-ФЗ).

 

Пересмотр разрешения. Существуют два варианта пересмотра – частичный и полный. Частичныйпересмотрвозможен, если предусмотренные объемы выбросов/сбросов, а также лимитов на размещения мусора возросли не больше чем на 70%. Если же объемы выросли больше, то это является основанием для полного пересмотра разрешения.

Результаты пересмотра имеют свои особенности оформления:

  • При частичном пересмотре заявитель получает приложение, в котором прописаны обязательные требования, которые нужно исполнять.
  • При полном пересмотре заявитель получает новый документ с разрешением.

Переоформление. Чтобы переоформить КЭР заявитель приносит, отправляет письмом или электронной почтой (с электронной подписью) в орган Росприроднадзора заявку.

В решении должны быть указаны сведения о хозяйствующем объекте, его код, дата и номер выдачи предыдущего документа на разрешение, ОГРН и ИНН заявителя, причина для переоформления согласно п. 17, ст. 31.1 Закона 7-ФЗ.

Как только заявку зарегистрируют, комиссия в течение 15 дней рассматривает запрос и уведомляет о решении: дает добро на переоформление или отказывает в этом с указанием причины.

Внесение изменений. Основанием для внесения поправок в КЭР может служить заявка владельца, если же изменения не перечат таким условиям:

  • Технормативы.
  • Допустимые сбросы/выбросы токсичных веществ, мутагенных, канцерогенных и тех, которые причислили к 1, 2 классу опасности.
  • Допустимые физические воздействия.
  • Нормативы накопления отходов и ограничения их размещения.
  • Требования к обращению с мусором производства и потребления.
  • Согласованную программу производственного экологического контроля.
  • Сроки КЭР.
  • Разрешения.
  • Временно разрешенные выбросы/сбросы для тех объектов, где предусмотрены программы улучшения экосреды.

Отзыв по решению суда. Если владелец нарушает в течение полугода обязательные требования, то орган Росприроднадзора в предусмотренных случаях может обратиться:

  • Если модифицирован техпроцесс производства, что влечет и изменение ограничений выбросов/сбросов, размещения отходов.
  • Если происходит замена оборудования или используемого сырья, что влечет изменение лимитов выбросов/сбросов, размещение отходов.

Как подать заявку для продления юридической силы разрешения

Существуют несколько условий для подачи заявки с целью продлить срок юридической силы имеющегося разрешения.

  • Обязательно придерживаться технормативов, НДС, НДВ, токсичных препаратов и тех, которые обладают мутагенными и канцерогенным свойствами.
  • Должна отсутствовать задолженность по плате за НВОС.
  • Отчеты по программе ПЭК должны быть своевременными. Уведомлять об авариях, результатом которых является НВОС.
  • Своевременное выполнение программы экоэффективности, если такая имеется.

 

 

 

 

 

 

Договор с региональным оператором

Отныне обязательно надо заключать договор с региональным оператором. Но не все в этом деле понятно и требует разъяснений. Давайте разберемся, когда и за что надо платить оператору как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям.

Если о ТКО пишут практически все, то в случае с региональным оператором образовались пустоты, которые лишь провоцируют недопонимание. Также те, кто не намерен или не хочет менять привычные устои, вносят неразбериху своими высказываниями. Результатом такой недоговоренности и недопонимания стали заблуждения предпринимателей относительно ТКО и сотрудничества с регоператором. В статье по полочкам разберем, за что и когда именно нужно платить оператору, затронув лишь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Региональный оператор – кто он

По причине постоянного роста населения, минимальных запасов ресурсов, неответственного подхода к потреблению и производству экономика с линейной перешла к циркулярной. Вследствие этого перевозка отходов от места накопления сдала свои позиции, так как мусор всплывал либо на полигоне, либо в ближнем овраге. Так появилась потребность в новых людях, которые бы перерабатывали отходы и стали бы звеном в цепочке между местами образования отходов, переработчиками этих отходов и полигонами накопления.

Благодаря реформе по обращению с отходами появился институт регоператоров, которые бы создавали замкнутый цикл циркуляция отходов, тем самым создавая условия для максимального использования вторсырья (переработка, утилизация).

Поскольку институт новый и ранее не существовал, то для создания необходимых условий для отрасли, а также тех, кто захочет стать оператором, были созданы такие преференции:

  • Срок контракта до 10 лет.
  • Контракт с регоператором должны заключать все те, кто образует отходы (в т. ч. ТКО).
  • Фиксированный тариф за услуги.

Поскольку на производителей накладывается расширенная ответственность, то появление еще и регионального оператора позволило бы реформе выйти на уровень «zero waste», то есть с нулевым показателем отходов. Это еще более возможно, поскольку, кроме гарантий стабильности и максимальной прозрачности бизнеса, как бонус, появляются стимулы:

  • Производителей товаров обязывают утилизировать отходы, что влечет дополнительные капиталовложения для регоператоров, поскольку лишь они имеют право на утилизацию отходов, которые накапливаются в домохозяйстве.
  • Переработчики заинтересованы в получении сырья, что, в свою очередь, упрощает механизм взаимодействия с оператором.
  • Государство обязывается распределять средства, которые получают от не успевших или нежелающих обеспечить утилизацию отходов для улучшения инфраструктуры.

ТКО

Что являет собой ТКО четко прописано в Законе 89-ФЗ, ст. 1. Согласно документу, ТКО – это отходы, которые получаются вследствие жизнедеятельности; а также товары, которые утратили свои свойства в результате их потребления/использования; отходы, которые накапливаются после деятельности юрлиц и ИП и схожи по составу с бытовым мусором.

Итак, ТКО – это мусор, который накапливается вследствие жизнедеятельности в жилых домах и других помещениях. Отходы от использования товаров, которые потеряли свою потребительскую ценность не считаются ТКО для юрлиц и частных предпринимателей.

Подписание контракта

Исходя из нормативной базы, владельцы ТКО в обязательном порядке должны подписать контракт по обращению с твердыми коммунальными отходами с оператором, в зоне действия которого они накапливаются. Подписание контракта четко регламентируется ст. 24.7, п. 4 Закона 89-ФЗ. Также предусмотрено и право оператора подать иск в случае не подписания контракта.

ТКО для юрлиц

Всем тем, кто не подпишет контракт с оператором, следует знать, что в попытке сэкономить и нанять более дешевого подрядчика, вы поплатитесь вдвойне. Так как придется оплатить и услуги перевозчика, который вывез отходы, но не считается законным оператором; и законному оператору. Начисление средств будут проводить с 16 дня от размещения оператором объявления о предложении подписать контракт.

Так, во избежание недоразумений, оператор защищен правовыми актами, которые предусматривают порядок и условия подписания контракта. В спорных делах оператор может подавать иски в суд.

Когда контракт можно не подписывать

В законодательной базе рассматривается лишь одна ситуация (согласно п. 6, ст. 24.7 Закона 89-ФЗ), когда юрлица могут не подписывать контракт. Это возможно в том случае, если на территории хозяйствующего объекта есть участок для размещения и сбора образующихся отходов.

В тарифе оператора не прописана плата за утилизацию отходов. Поэтому юрлица или ИП могут заключать договор с компетентными в этом деле компаниями и частными предпринимателями. Но это не дает им права не подписывать контракт с оператором на услуги по обращению с ТКО.

Кто подписывает контракт

Регоператор подписывает контракт на оказание услуг по обращению с ТКО, которые накапливаются как в обжитых и необжитых помещениях, зданиях, строениях, так и в многоэтажных строениях со всеми лицами, которые либо владеют этими зданиями, либо уполномочены выступать от лица владельцев.

Итак, подписать контракт обязаны все те, кто является владельцами зданий, домов, сооружений. Нежилых зданий или многоквартирных домов, а также земельными участками. Передать права на заключение контракта они могут доверенным людям.

Владельцами считаются как те, чья это собственность, так и те, кто владеет объектом на правах аренды. Если же лицо владеет домом, зданием, сооружением или земельным участком в другом законном праве, но не собственности, то для подписания договора нужно понимать законы договорных отношений.

Если один субъект имеет законное основание на владение несколькими домами, земельными угодьями, нежилыми зданиями, то он вправе подписать контракт в единственном экземпляре на оказание услуг по обращению с ТКО, включив в список все объекты владения. При условии, что все объекты входят в зону деятельности оператора, которому направляют контракт.

Словарь

Оператор по обращению с ТКО – это частный предприниматель или юрлицо, который за определенную плату занимается сбором, перевозкой и утилизацией мусора, а также его обезвреживанием и захоронением.

Региональный оператор ТКО – юрлицо, с которым подписывают контракт владельцы отходов, мусор которых размещаются и накапливаются в зоне деятельности данного оператора.

П. 4 Правил обращения с ТКО

Согласно с программой в области обращения с коммунальными отходами, этот вид деятельности на территории РФ обеспечивают операторы региона. Основание для оказания услуг является подписание контракта для оказания этих же услуг.

Регоператор занимается сбором, перевозкой, обработкой и утилизацией вторсырья либо самостоятельно, либо подключая других операторов, которые специализируются по обращению с ТКО.