Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Рекомендации к Разработке ПНООЛР

Опубликовано 26.07.2017

Рекомендации к Разработке и Оформлению ПНООЛР

Рекомендации к Разработке проекта НООЛР

Организация отходов производства – дело ответственное и очень непростое. Когда в ходе деятельности той или иной компании появляются отходы, экологи сталкиваются с такой проблемой, как определение показателей отходообразования и  их допустимых пределов.

В чем конкретно в таких случаях заключается деятельность экологов?


Шаг 1. Определить, принадлежит ли компания к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП).

Это необходимо сделать потому, что, по Закону No89-Ф3, создавать отчет НООЛР должны все личные коммерсанты и адвокатские конторы, а в результате деятельности последних, что логично, появляются отходы. Субъекты МСП ведут отчетность перед уполномоченными для этого федеральными органами, тем самым подтверждая свою компетентность во всем, что касается отходопроизводства.

Существует ряд признаков, по которым можно понять, относится та или иная организация к субъектам МСП или нет. Согласно Федеральному Законодательству с 24.07.2007 No 209-Ф3 "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ” (ст. 4), такими признаками можно считать: информацию о доходах (до 2 млрд руб. в год), общее количество персонала (до 250 человек). Также не последнее место занимают  учредители субъекта и их доля в основном капитале.

К тому же, Федеральным законодательством с 29.12.2015 No 408-Ф3

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ " (ст. 6) в настоящее время введён в действие Единый реестр субъектов малого бизнеса. Поэтому самый простой способ определения, относится ли компания к субъектам МСП – это воспользоваться веб-ресурсом https://rmsp.nalog/ru/, ввести реквизиты или название организации и получить результаты поиска. В случае обнаружения компании в реестре, ее статус МСП подтверждается автоматически, а значит, создание ПНООЛР не требуется. В противном случае компания должна  разрабатывать проект.

Шаг 2. Определить степень опасности, наносимой предприятием окружающей среде.

Для того, чтобы это определить, надо руководствоваться установлением Правительства РФ от 28.08.2015 No 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному госэкологнадзору". Объекты надзора, сами надзирательные органы и их работа четко регламентированы.

Объекты, оказывающие негативное влияние на экологию, подразделяются на 4 степени. Объекты I степени вызывают серьезное отрицательное воздействие на окружающую среду, II - среднее отрицательное и т.п.

В случаях I и II степеней, проект НООЛР для рассмотрения отправляют в региональный орган Росприроднадзора, где и выдается акт о его принятии/непринятии. В ситуациях, когда деятельность компании невозможно оценить согласно степени воздействия, предприятие становится объектом местного экологического надзора, имеющего право осуществлять локальные экологические проверки.

Советы по документации при разработке проекта НООЛР.

Шаг 3

Согласно всему вышеперечисленному и собственному опыту,  эколог выносит решение о том, чем ему нужно руководствоваться при разработке проекта.

Компании, находящиеся в ведомости федерального госэконадзора, при подготовке проекта осуществляют свою работу согласно  рекомендациям, утверждёнными указаниями Минприроды России от 05.08.2014 No349 (в следствии - Приказ No 349).

Компании, относящиеся к местному госэконадзору, должны самостоятельно уточнить к какому именно субъекту они относятся и есть ли какие-то рекомендации по их роду деятельности. Такая информация, как правило, находится в открытом доступе на официальном сайте руководящих структур (например, https://tomsk.gov/ru/documents/front/view/id/21821, http://yarregion.ru/depts/doosp/Pages/Normirowanie.aspx).

Стоит учитывать, что местные указы не всегда соответствуют Приказу No 349, хотя принципы нормирования и расчёта одинаковые. Власти также могут потребовать предоставления дополнительной документации, не указанной в общем реестре.

Шаг 4. Определение степени опасности образующихся отходов.

Вся документация, касаемая утиля, каждой компанией составляется индивидуально. Уровень опасности отходов определяется, исходя из таких данных, как происхождение, состояние, опасные для экологии свойства, состав в соответствии с  Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утверждённым приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 No 445 (с изм.).

Отходы I-IV классов документируются только с процессом уведомления Росприроднадзора.  Информация о том, что делать с не вошедшими в ФККО отходами, не уточняется.

Шаг 5. Определение и составление  допустимой годовой накопительной нормы отходов.

В зависимости от вида отходов и способа их утилизации, выделяют следующие виды составления норм:

- по материально-сырьевому балансу.  Производится путем подсчета нормы образования отходовв процессе производства, для чего применяются технологические карты и прочие документы, несущие в себе информацию о составе и использовании сырья;

- по удельным отраслевым нормативам отходообразований. В этом случае эколог руководствуется нормированными таблицами примерных показателей и информацией о финансовой составляющей ( доходах компании);

- расчетно-аналитический способ. Применим только при наличии конструкторско-технологической документации (технологических карт, чертежей и т.д.);

- способ проведения эксперимента. Проводится в виде опыта при наличии возможностей компании для подобного;

- статистический способ. Представляет собой обработку статистики за период не менее, чем 3 года.

 

Шаг 6. Заключение договоров на использование, обезвреживание и размещение определенного вида отходов заранее оговоренного количества.

Методички Росприроднадзора расписаны максимально подробно и дают четкую информацию о всей необходимой документации, а также указания о сдаче отходов. К примеру, к проектам, направленным в управленческие организации местного масштаба, необходимо прикладывать ксерокопии контрактов на сдачу отходов реальным организациям, для связи с последними и установления достоверности информации. Помимо контрактов, необходимо указать общее количество отходов и степень их вредности.

Также обязательным пунктом является лицензия организации, принимающей отходы, на подобный род деятельности.

***

Создание проекта НООЛР – процесс интересный и ответственный, требующий незаурядной фантазии. Проект такого рода поможет начинающему экологу досконально разобраться не только в своём деле, но и отходообразовании и всей необходимой документации.

В сети размещено множество методик, требований и указаний к составлению проектов. В частности, помочь экологам может веб-ресурс "Экология производства".

Важно лишь помнить, что эколог, разрабатывающий ПНООЛР, обязан быть уверен в каждой цифре, применённой в расчёте, поскольку достоверный, грамотный расчёт нормативов образования отходов позволит не только обеспечить неукоснительные требования природоохранного закона, но и сократить экологические риски предприятия, что и является основной задачей эколога.